Победитель «гонки без правил», зарегистрировавшийся под именем Стас, уже отъезжал от площадки перед главным зданием МГУ, когда путь ему преградила милицейская машина. Не объясняя причин задержания, милиционеры пересадили его в свой автомобиль и увезли в неизвестном направлении. Дежурившие в районе университета сотрудники ДПС сообщили, что к нарушителю могут быть применены «соответствующие санкции». В феврале любители экстремальных развлечений бурно обсуждали этот инцидент. «Санкции» возможны лишь в том случае, если будет доказан факт нарушения правил дорожного движения во время гонки. А после финиша победитель ни разу их не нарушил. Большинство же рядовых автолюбителей эту бурю в стакане воды и не заметили, ведь несанкционированные гонки проводятся ночью. Мало кто о них знает. Что же это такое? Стритрейсинг (street racing — так на Западе называют скоростные автогонки по ночным улицам) возник в США еще в начале XX века. В Россию эта мода пришла лет пять назад — говорят, первые гонки состоялись в 1997 году. Культурологи причисляют их к издержкам урбанизации, сотрудники ГАИ считают правонарушением. Вот как описывает любимое развлечение сайт StreetRacing. «Это чистый адреналин, бьющий в кровь на скорости при зашкаливающем спидометре, на показатели которого ты даже не смотришь. 402 метра или четверть мили, которые надо преодолеть за 10 секунд. Полная отрешенность от мира и влажные руки, вцепившиеся в руль дорогого авто — так начинается гонка. Гонка для настоящих мужчин и красивых женщин, которым не хватает места на городских шоссе, где скорость ограничивается перемигиванием многочисленных светофоров и бессовестными приставаниями сотрудников ГАИ. Человек, сидящий в машине с надписью «Street racing» уже заведомо виноват в том, что является ее владельцем и гонщиком в одном лице. Даже если он медленно крадется по улицам столицы, соблюдая все правила дорожного движения, его все равно остановят, нахально улыбаясь и размахивая черно-белым жезлом правосудия. На Ходынке гонки уже остановили, несмотря на безопасность уличных мероприятий. Утомительно мучительное хождение по всевозможным инстанциям с просьбой официально разрешить уличные гонки в безопасном для простых смертных месте с соблюдением всех правил, оказались безрезультатными. Ходынки больше не будет, будут бесконечные поиски места для новых гонок, будет новая борьба с бюрократизмом, будет… будет очередная гонка, гонка за адреналином». В Москве стритрейсингом занимается около сотни любителей экстрима — статистика, естественно, неофициальная и потому весьма приблизительная. Но примерно столько гонщиков насчитывается в числе постоянных участников заездов — это, главным образом, владельцы дорогих иномарок. Гонки делятся на две категории: парные заезды на 1/4 мили (402 метра) и групповые гонки по улицам столицы от одного пункта до другого. В первом виде машины делятся на четыре класса в зависимости от объема двигателя, наличия турбин и электронных систем управления двигателем. Поскольку стритрейсингом занимаются отнюдь не маргиналы, а люди весьма состоятельные, правила состязаний весьма жесткие. К участию в гонках допускаются только владельцы машин. Наличие водительского удостоверения обязательно. Машина должна быть технически исправной и укомплектованной в соответствии с требованиями правил дорожного движения. Понятно, что ночные уличные гонки — занятие очень рискованное не только для их участников. Говорят, что пока дело ограничивалось лишь разбитыми машинами участников, которых это не очень-то и огорчало. Люди не бедные, могут себе позволить. Но где гарантия, что в аварии не пострадают люди, которые экстримом не увлекаются, а просто едут или идут по своим делам? Поэтому ГАИ и милиция смотрят на это развлечение косо. Но ничего не могут поделать — штраф за превышение скорости смехотворный, а что еще инкриминируешь участникам гонок? Однако надо отдать им должное — большинство экстремалов считают, что из подполья пора выходить. При поддержке Комитета по делам семьи и молодежи правительства Москвы Лига уличных гонок (есть и такая) заключила договор с управой Хорошевского района об аренде взлетно-посадочной полосы на Ходынском поле. Однако потом под давлением жильцов окрестных домов мэрия запретила гонки на Ходынке — людям не давал спать шум. Вообще же легализация подобных гонок сопряжена с массой организационных проблем. Ведь просто патрульной машиной сопровождения на них не обойдешься, нужно перекрывать движение по всей трассе, что и хлопотно, и дорого. Вряд ли московское правительство пойдет на это ради того, чтобы повысить уровень адреналина у сотни экстремалов.
Стритрейсинг street racing — так на Западе называют скоростные автогонки по ночным улицам
