Изучаем катушки зажигания.

Диагностика автомобиля / автор: Schachmatist / просмотров: 2456
В этой статье рассмотрим катушки зажигания.
Наиболее массовая “жигулевская” катушка Б117-А предназначена для обычной контактной системы зажигания (КСЗ). Срок службы, как правило, более 300 тыс. км. Внезапные отказы без каких-либо “предварительных сигналов” довольно редкое явление.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБМОТОК
Первичная обмотка
Число витков 308
Диаметр проволоки, мм 0,550—0,598
Сопротивление обмотки при 20°С, Ом 3,072—3,328
Вторичная обмотка
Число витков 21035
Диметр проволоки, мм 0,07—0,08
Сопротивление обмотки при 20°С, Ом 6300—9200

В случае отказа катушки Б117-А ее можно заменить катушкой зажигания от “Москвича”, “Волги” — Б115-В Катушка Б115-В четырехклеммовая. Если состояние двигателя, систем питания и зажигания нормальное (двигатель запускается легко), клемму “ВК” можно вообще не использовать. Подключаемся к клемме “ВКБ” через сопротивление, которое довольно сильно нагревается, что не должно смущать потребителя. Если запуск двигателя явно затруднен, тогда необходимо соединить клеммы “ВК” и “ВКБ” (закорачивается дополнительное сопротивление), установив для этой цели специальный тумблер или кнопку. Сразу же, как двигатель заработает, клеммы “ВК” и “ВКБ” необходимо разъединить.

А можно ли использовать катушки от систем зажигания высокой энергии (бесконтактно-транзисторные системы зажиганя БТСЗ, МСУД) при КСЗ? Катушка зажигания 27.3705 (БТСЗ) имеет при 25°С сопротивление первичной обмотки 0,4—0,5 Ом (вторичной 3500—4500 Ом). Катушка зажигания 29.3705 (МСУД) соответственно 0,45—0,55 Ом (9500—12500 Ом). Сравнив приведенные величины сопротивлений первичных обмоток катушек зажигания 27.3705, 29.3705 с сопротивлением первичной обмотки катушки Б117-А (см. выше), можно заметить, что у нее сопротивление больше в 6—9 раз. Если при классической системе зажигания первичный ток не более 3—5 А, то в системах высокой энергии ток до 10 А. В классической системе зажигания по катушке от БТСЗ, МСУД пойдет ток в 6—9 раз больший, величина его будет в пределах 18—45 А, т.е. при КСЗ использовать катушки 27.3705 и 29.3705 нельзя, они просто сгорят.
В системах высокой энергии можно применять катушки зажигания от КСЗ, но высокой энергии зажигания (выше, чем у КСЗ, примерно в 2,5 раза) вы уже не получите. Если высокой степени сжатия дополнительно будут “сопутствовать” обедненная смесь, пониженная температура окружающего воздуха и т.д., то запуск двигателя просто не удастся.
Таким образом для КСЗ необходима катушка зажигания с сопротивлением первичной обмотки в 3,1—3,5 Ом. При необходимости повышения энергии зажигания (например, у АЗЛК-21412 со степенью сжатия 9,5) сопротивление первичной обмотки понижается при пуске двигателя до 1,5—2,0 Ом (катушка Б115-В). При работе двигателя последовательно с первичной обмоткой включается добавочное сопротивление (вариатор). Однако пониженное сопротивление первичной обмотки приводит на малой частоте вращения двигателя к нежелательному увеличению первичного тока. Добавочное сопротивление здесь выступает в роли вариатора и при нагреве (большой ток) повышает свое сопротивление до 4,5 Ом, что ограничивает ток величиной 3 А. При больших оборотах первичный ток уменьшается до 1 А, при этом сопротивление вариатора снижается до 1,7 Ом.
Катушки зажигания двигателей с числом цилиндров более 4-х имеют меньшее сопротивление первичной обмотки и большее число витков вторичной. Этим же отличаются катушки высокооборотных двигателей.
Особенностью катушек зажигания Б117-А и Б115-В, имеющих большое сопротивление первичной обмотки, является то, что, если случайно оставить включенным зажигание, катушка не выйдет из строя — произойдет полный разряд аккумуляторной батареи.
Иначе в системах зажигания высокой энергии. Например, если от датчика Холла постоянно идет открывающий транзистор сигнал (перетерся провод в датчике-распределителе) и первичный ток протекает через катушку постоянно, то первичная обмотка катушки перегорает.
Особого внимания заслуживает вывод высокого напряжения из катушки.
О том, что это место особое, приходилось убеждаться на новом автомобиле после механической мойки. Двигатель не запускается, на свечах нет искры. Часто достаточно вынуть провод высокого напряжения из катушки, снять и тщательно обтереть их вместе с корпусом катушки зажигания насухо — двигатель легко заведется.
Провод высокого напряжения, идущий от катушки до крышки распределителя, и места соединения требуют повышенного внимания еще и потому, что этот провод работает в четыре раза (4-цилиндровый двигатель) интенсивнее, чем провода свечей. Так, на холостом ходу (800 мин1) импульсы высокого напряжения проходят по этому проводу 27 раз в с. При максимальных оборотах двигателя частота прохождения импульсов увеличивается в 6-7 раз.
При обслуживании системы зажигания нужно осмотреть высоковольтный вывод катушки. Если латунный контакт в отверстии катушки почернел, необходимо, свернув мелкую шкурку “трубочкой”, очистить до блеска контакты и наконечник провода. Таким же образом зачищаются высоковольтные контакты проводов в крышке распределителя.
Наконечники высоковольтных проводов представляют из себя латунные цилиндрики с прорезями и, если наконечники в гнездах крышек катушки и распределителя сидят свободно, необходимо увеличить ширину прорези, слегка разогнув цилиндр наконечника.
Если не следить за высоковольтными контактами, то происходит следующее. В катушке зажигания с ростом сопротивления в контакте ток с латунной части вывода начинает стекать по пластмассовой стенке отверстия к его краю. Далее ток попадает на наружную часть крышки катушки и устремляется к клемме 1. С клеммы 1 катушки по проводу низкого напряжения ток попадает к подвижному контакту прерывателя. В прерывателе максимальный зазор порядка 0,4 мм, а в свече между электродами 0,5—0,6 мм. Пробивное напряжение возрастает с увеличением зазора в свечах, с увеличением давления в камере сжатия, с обеднением смеси и понижением ее температуры.
Постепенно край отверстия в пластмассовой крышке катушки зажигания “обугливается”, сопротивление пластмассы понижается, путь для стекания импульса становится короче, а надежность системы зажигания снижается.
В итоге в крышке катушки от края отверстия к клемме 1 образуется прожог или поверхностная трещина. Сняв катушку, можно рассмотреть эту трещину, но она часто не приводит к полному отказу системы зажигания в нормальных условиях.
Когда требуется повышенное пробивное напряжение, а в трещине конденсируется влага, что происходит при повышении температуры окружающего воздуха, при повышенной влажности (дождь, мойка), двигатель может не только не запускаться, но и заглохнуть на ходу. Все эти неприятности могут иметь место и при отсутствии прогаров (прожогов), но в этом случае для запуска требуется тщательная обтирка (просушка) крышек катушки зажигания и распределителя, свечей зажигания. Если двигатель заглох на ходу (горячий), достаточно подождать 10—15 мин.
Во всех случаях положение усугубляется при неотрегулированном или неисправном карбюраторе, “слабом” аккумуляторе, при дефектной свече в одном из цилиндров, при неправильных действиях по запуску двигателя. Если двигатель не запустился после трех попыток (10— 15 с — включение стартера, 30 с — перерыв между включениями) — необходимо проверить системы зажигания и питания. Дополнительно в холодное время года рекомендуется: провернуть коленчатый вал вручную, включить для разогрева аккумулятора на несколько секунд фары, выжать сцепление.
При прогаре крышки катушки зажигания стекание импульса тока можно даже увидеть. Достаточно сдвинуть по проводу у катушки резиновый колпачок и отклонить в сторону клеммы “+Б” провод — в отверстии крышки будут видны искры.
Иногда стекание импульсов происходит и через пластмассовую стенку высоковольтного вывода крышки катушки зажигания прямо на брызговик, к которому крепится катушка.
В связи с изложенным интересно сравнить катушку Б117-А с катушкой Bosch (1 220 522 011). У первой расстояние от внутреннего контакта в крышке катушки до края отверстия составляет 75% от диаметра, а у второй — 112%. У катушки Bosch есть специальный пластмассовый экран, который препятствует стеканию искры как на клемму 1, так и на корпус (“массу”) автомобиля.
Конечно дело не только и не столько в “длине пути”, по которому стекают импульсы, а в качестве (сопротивлении) материалов. Электрическое сопротивление материалов может значительно различаться. Так германий (полупроводник) имеет сопротивление в 30 миллионов раз больше, чем у меди и в 1 миллион раз меньше, чем у стекла.
Катушки зажигания при работе нагреваются. Нагрев ее до 80°С (смотри рис.) снижает вторичное напряжение примерно на 1,5 кВ (1500 В).



На “Жигулях” для обдува катушки зажигания скоростным напором воздуха предусмотрено специальное окно в левом щитке радиатора. Естественно, катушка зажигания должна быть чистой.
Для сравнения в таблице приведены значения сопротивления обмоток наших массовых и отдельных зарубежных катушек зажигания.



Замер сопротивления обмоток проводился так, как показано на рисунке.



И последнее, что касается катушки зажигания — если из нее вынут высоковольтный провод, нельзя при включенном зажигании вращать коленчатый вал (вручную, стартером), так как в этом случае катушка совершенно напрасно подвергается суровым испытаниям.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Гости |

Спасибо, отличная статья, заставляет задуматься...
   
публикаций: 0 | комментариев: 0 | 13 февраля 2012 13:37
Анализ сайтов, проверка тиц, google pr Интернет магазин HotCD.ru Каталог сайтов SEARCHTODAY.RU - добавить сайт

Копирование материалов сайта запрещено. © 2010